Мост через Дон в ЛискахВ Лисках к хорошему привыкают быстро! Кажется, совсем недавно осуществилась вековая мечта лискинцев - был открыт новый мостовой переход через Дон. А, между тем, прошло с того осеннего дня - 10 сентября 1999 года - пятнадцать лет! Многие назвали тогда это сооружение «мостом между прошлым и будущим Лисок». Имея в виду, наверное, его историческое
предназначение служить людям не менее века. Ведь именно 100 лет гарантии дали строители своему «детищу».
КСТАТИ: тоже осенью, 25 августа 1959 года, при большом стечении жителей города и близлежащих сел, состоялось торжественное открытие первого понтонного разводного моста через Дон. Алую ленту разрезал первый секретарь райкома партии И.Ф. Шматов. Тем самым была закончена эпоха неповоротливого парома, перевозившего на своем «борту» не более 2-х машин в час. Если, конечно, не ломался, что случалось довольно часто.
Мост в Лисках
Вроде бы недавно долгожданный мост надежно соединил два берега Дона, жители которых веками страдали от трудностей с переправой, а многие уже и забыли, что такое когда-то было... Через Дон переправлялись на небольших паромах, поначалу вручную перебирая стальной канат, натянутый от берега к берегу, потом на помощь пришли т. н. «движки». На смену паромам пришли наплавные понтонные мосты, половинки которых «разводили» для пропуска судов... Но это в летний период! А как же перебирались люди и транспорт через Дон зимой, когда реку сковывал лед? Оказывается, очень просто — по льду! Зимы-то тогда были не чета нынешним — настоящие русские: снежные, морозные, устойчивые. Так что лед донской выдерживал не только пешеходов, но и гужевые повозки и даже трактора, автомашины.

Но уверенность в безопасности заканчивалась вместе с наступлением весны. И тогда в газете появлялись вот такие предупреждающие объявления:
«Дорожный отдел при Лискинском райисполкоме доводит до сведения всех руководителей колхозов, МТС, предприятий города и все население, что передвижение всех видов транспорта и пешеходов через реку Дон закрыто».
Объявление это помещено в районной газете от 24 марта 1954года. Как раз тогда, когда весеннее половодье близилось. Тогда ведь все приходило по «природному» графику, в свое время...
Однако к запрету этому прислушивались далеко не все: кого удаль бесшабашная, кого нужда и причины серьезные гнали на риск. Случалось — под лед проваливались сани вместе с лошадьми, трактора, машины, гибли люди... В их числе — широко известные в стране и даже за рубежом. В январе 1885 года, к примеру, около деревни Духовое произошел трагический случай, в результате которого погиб выдающийся русский ученый-зоолог и путешественник Н.А. Северцов. Во время одной из своих поездок он отправился по льду Дона из Духового в Лиски и провалился в реку...