Лиски

На месте нашего города располагалась общероссийская сторожа на "Поле" — "Богатый затон" (1576 год). Сам город несколько раз изменял свой статус и наименование: село Новая Покровка (1787 г.), станция Лиски (1871 г.), городок Свобода (1918 г.), Лиски (1943 г.), Георгиу-Деж (1965 г.), город Лиски (1991 г.).

Ночная Привокзальная площадь

Ночная Привокзальная площадь

Великий князь Дмитрий Иванович разбил крупный ордынский отряд. В ответ на это хан Мамай заключил с князем литовским Ягайло соглашение напасть на Москву совместными силами и привести русичей к повиновению. Полчища татар, до 150 тысяч воинов, достигли устья речки Воронеж и встали здесь лагерем, ожидая возвращения своих послов из Москвы. Дмитрий выдвинулся с русскими дружинами навстречу ордынцам и разгромил их в исторической битве на поле Куликовом.

У старого поселка "Титчиха" (современный хутор Лискинского района)

Мамай оценил весь ужасный результат нашествия на Москву. Это было полным его поражением! С тех пор передается легенда — у Титчихи, не пережив позора поражения и гибели жениха, красавица дочь Мамая бросилась в Дон с высокого обрывистого берега.

­

С 1576 г. у Богатого Затона

(современное Богатое озеро в пределах города Лиски) для наблюдения за движением крымских и ногайских татар стал устанавливаться на летнее время русский сторожевой пост. После основания в 1585 году города-крепости Воронеж сторожевая служба в крае переходит к Воронежу и под его защитой в Диком поле стали стихийно делаться первые попытки освоения богатейших пустующих земель.

19 июня 1696 года была взята турецкая крепость Азов.

По настоянию Петра I Боярская дума приняла решение: "Морским судам быть!" И царь в еще больших масштабах разворачивает кораблестроение в Воронежском крае. Уже 27 апреля 1699 года созданная эскадра отправилась из Воронежа в Азов. На одном из линейных кораблей "Отворенные врата" капитаном был Петр Михайлов (Петр I). В этом походе Петр I сделал остановку у Дивных гор ( Лиски ). Вице-адмирал Крюйс записал тогда в своем дневнике: "Сие было впервые, что сие изрядно увеселительное место, которое по справедливости назвать парадижем (раем) Русской земли... такой великою магнифициенцию почтено было..." Гром пушечной канонады от Дивногорья донесся до крошечных селений на противоположных берегах Дона, у речушек Лиска и Тормосовка.

В 1787 году, после постройки Покровской церкви

слобода Покровская превратилась в слободу Новопокровскую, которая в свое время и стала основой будущего города Лиски.

Свое нынешнее наименование город Лиски

позаимствовал у правобережного села. В 1870 году было начато строительство железной дороги Воронеж - Ростов. На сотом километре от города Воронежа, в районе села Лиски, была запроектирована железнодорожная станция. Но, когда пришла очередь строить - оказалось, что рельеф местности для этого не подходит. В срочном порядке строительство станции перенесли на левый берег Дона, в село Новую Покровку, а название станции оставили то, что значилось в проекте. Так и был увековечен парадокс: в центре села Новая Покровка была сооружена станция с названием по соседнему селу. "Новорожденный" полустанок Лиски 8 января 1871 года освятил священник Новопокровского церковного прихода. Быстрое развитие станции началось с 1895 года, когда была построена железная дорога Харьков - Балашов и станция Лиски стала узловой.