Лиски - Икорецкая судоверфь7 сентября состоялось официальное открытие памятного знака на месте Икорецкой судостроительной верфи. Решение о создании памятника было принято Советом народных депутатов лискинского района в 2006 году по инициативе депутата Кардашева. Стройка велась на добровольных началах людьми, которым не безразлична память об исторических событиях нашего края.

Далеко от Черного моря наша российская глубинка, где неспешно несет свои воды в Дон речка Икорец. Но в ее серовато-стальной глади видится отблеск мятежной морской синевы, а окрестности умиротворяющего лирического пейзажа роднит с морской стихией не только широта и необозримость открытых горизонтов, но и

историческая память. Ведь именно отсюда начался отсчет победных морских миль кораблей и первых строк послужных списков прославленных флотоводцев…

Именно в наших окрестностях археологи обнаружили самое древнее в мире судно – челн, выдолбленный из цельного ствола дуба примерно 4 тысячи лет назад (ныне хранящийся в Государственном историческом музее Москвы). Не оскудели дубравы и в XVIII веке. Потому и стучали в устье Икорца топоры в разгар русско-турецких войн, начиная с 1709 года, ознаменовавшего первый этап развития верфи.

В 1735 – 1740 годов здесь было построено 550 из 731 боевых гребных и парусных судов, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.

Лиски - Икорецкая судоверфь Лиски - Икорецкая судоверфь

Но наиболее знаковым этапом деятельности Икорецкой верфи стали 1768 – 1774 годы, когда Донскую экспедицию возглавил контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин – потомственный моряк с 30-летней выслугой, солидным боевым опытом и высочайшей ответственностью за доверенную миссию. Лично контролируя восстановление заброшенной с 40-х годов Икорецкой верфи, а также создание еще двух – Новопавловской и Новохоперской, он обеспечил небывалую оперативность действий, напрямую докладывая Екатерине II о ходе работ. В считанные месяцы – с декабря 1768 по апрель 1769 года – на Икорецкой верфи были достроены пять заложенных еще в 30-е годы 44-пушечных прамов (плавучих артиллерийских батарей). А всего в 1769 году построено 72 из 93 судов первой очереди, в том числе 58 морских канонерских лодок, палубный бот, дубель-шлюпка и пять баркасов.

Здесь же с энтузиазмом участвовал в бесперебойной доставке корабельного леса молодой мичман Федор Ушаков. Не отставая в сноровке от корабельных плотников, он трудился на достройке «своего» прама № 5, впоследствии получившего название «Троил». Затем, уже лейтенантом, командовал прамами «Гектор» и «Дефеб». В послужном списке будущего флотоводца оказался еще один корабль Икорецкой верфи – 16-пушечный «новоизобретенный» «Модон», спущенный на воду 26 марта 1770 года.

Лиски - Икорецкая судоверфь

В МОРСКИХ БАТАЛИЯХ ЗА КРЫМ

Вновь созданная морская сила получила название Донской (с 1774 года – Азовской) флотилии. Ее корабли, в том числе построенные на Икорецкой верфи, оказывали содействие русской армии во взятии турецких крепостей Керчь и Еникале, обеспечивая безопасность приморских флангов наземных войск.

5 августа 1771 года состоялся первый в истории регулярного русского флота выход отряда из четырех «новоизобретенных» кораблей под командой капитана 1 ранга Я. Сухотина из Еникале в Черное море. Этот поход стал и первой десантной операцией русских моряков на Черном море. Артиллерийские орудия и солдаты, загруженные на корабли в Кафе (Феодосии), были высажены на побережье Судака, Ялты и Балаклавы. Корабли осуществляли крейсерство у берегов Крыма и Кавказа от Гёзлёва (Евпатории) до Суджук-Кале (Новороссийска) с целью наблюдения затурецким флотом и недопущения высадки турецких десантов на побережье Крыма.

29 мая 1773 году русские моряки (в т.ч. на икорецких кораблях) победили в первом сражении с турецкой эскадрой. Успех сопутствовал и в последующих боях 1773 – 1774 годов у берегов Крыма и у Тамани, а также в сражение у Балаклавы, когда отряд капитана 2 ранга И.Г. Кинсбергена из двух «новоизобретенных» кораблей атаковал турецкий отряд – три линейных корабля и одну шебеку. После шестичасового сражениянеприятельские корабли, получив значительные повреждения в корпусах и рангоуте, вышли из боя.

А в мае 1783 года корабли Азовской эскадры под флагом героя Чесмы вице-адмирала Федота Клокачева торжественным строем вошли в Ахтиарскую бухту и отныне стали именоваться Черноморским флотом.

Лиски - Икорецкая судоверфь

И адмиралтейский якорь – самый впечатляющий символ морской души, доставленный весной нынешнего года с Черноморского флота на Икорецкую верфь, еще более подчеркнет преемственность традиций, нерасторжимую связь времен и единство южного морского форпоста со своей Родиной – Россией…

Ольга Сигачева. Лиски.