«лискинский Пикассо» Иван ФиночкинСвоё давнее занятие художественным творчеством сам 85-летний «лискинский Пикассо» Иван Финочкин уничижительно называет «баловством». Но ни Америка, ни Аргентина, куда попали изящные деревянные скульптурки и картины умельца-самородка, «баловством» их не считают.
В своём отношении к природе и искусству бывший рабочий железнодорожного депо Лиски И.Финочкин чем-то похож на тургеневского Базарова, утверждавшего, что «природа – не храм, а
мастерская, и человек в ней – работник». И работает в тандеме с природой в этой самой мастерской уже более 40 лет
... Каждое утро Ивана Ивановича в любое время года и при любой погоде начинается с «поиска гармонии» и совмещения приятного с полезным.Несмотря на возраст, он «бежит в природу», не только укреплять тело и дух, но и высматривать по пути природные заготовки своих будущих художественных шедевров. В пластиковой банке из под автомобильного масла вдруг увидится ему плутоватая человеческая рожица, которая дома в руках художника в считанные минуты окантуется кучеряшками бородки и обретёт смышлёные глазки-пробки, весело подмигивающие миру. Сотнями таких же разноцветных пробок от пластиковых бутылок выложена у крыльца его дома и затейливая дорожка-мозаика. Эти утренние пробежки полнят мастерскую умельца природными материалами самого необычного свойства.
Иван Финочкин. Лиски.Будь у художника Ивана Финочкина коммерческая жилrа, он, наверно, давно мог бы стать миллионером. Как мог бы стать и титулованным художником. Ещё в 50-ые, в годы службы на Балтике, один из известных российских художников-академиков, усмотрев в рисунках Финочкина почерк будущего Дали с русским неповторимым акцентом, буквально за руки тащил матроса-самородка в институт искусств. «Институты научают технике, но «искру Божью» никогда не заменят», - и до сих пор убеждён художник, волею жизненных обстоятельств так и не прошедший через аудитории художественного ученичества.
Его «аудиторией» сделалась природа, щедро дающая внимательному глазу художника и сюжеты, и образы, и краски, и линии... «Люди, давайте творить – ведь это так просто», - взывает Финочкин. Смотришь на его, на первый взгляд, незамысловатые полотна – вроде, и правда просто. Но знатоки искусства, знакомые с произведениями лискинского художника, называют их образцами высокохудожественного примитивизма, граничащего с модернизмом. Сам художник называет их просто – «картины» и пишет их, вдохновившись, на одном дыхании, никогда не возвращаясь к дорисовкам.
Иван Финочкин - художник ЛискиЕсть у И.Финочкина и целая галерея скульптурных композиций из дерева, которая наглядно и образно убеждает в истинности пословицы - «седина - в бороду, бес – в ребро». Трудно сказать, какие уж там бесы щекочут рёбра художника И.Финочкина, но, глядя на эти изящные эротические фигурки из веток клёна, ясеня, липы, вишни, вербы, невольно восхищаешься неуёмной фантазией природы, положившей на стол художнику эти пластичные иллюстрации Кама Сутры.
Наведался как-то к Финочкину капитан дальнего плавания из Питера. Пришёл купить картины, а унёс целый мешок тех деревянных скульптурок. В какие уж там порты заходил корабль того предприимчивого капитана, только разбрелись по свету те фигурки из лискинских вишняков и лоз, радуя своим совершенством нестыдливой эротической первородности глаз и американца, и датчанина. И после этого, говорят, к Финочкину, на Донецкую, не раз приезжали потом изумлённые иностранцы, чтобы оптом увезти из русской самобытной глубинки сувениры, совместно сотворённые даровитой природой и талантливым мас­тером.
Лиски 2014.