Маргарита Повышева - режиссер Лискинского народного театра35 лет возглавляет Маргарита Анатольевна Повышева единственный в Воронежской области Лискинский музыкальный народный театр комедии.
Впрочем Лиски могли бы разминуться с нею. А, может быть, не будь в её судьбе этого города, и служение она выбрала бы другое. Но судьба распорядилась так, как распорядилась.
С режиссёром лискинского народного театра комедии, ставшей лауреатом областного конкурса в номинации «За верность профессии», и началась беседа с вопроса о «начале всех начал».
- Маргарита Анатольевна, как получилось, что сибирячка по рождению уже 30 лет подвижнически служит Мельпомене у донских берегов, за что и имя её занесено в районную Книгу почёта в номинации «Высоты духа»?

Маргарита Повышева - режиссер Лискинского народного театра- В железнодорожной школе №17, где я училась, эстетическое направление в воспитании было в ту пору на высшем уровне. По программным литературным произведениям стар­шеклассники ставили спектакли, проводили Гоголевские, Чеховские вечера. В школе был свой духовой оркестр, который сейчас не сыщешь в ином городе. Здесь я впервые и приобщилась к сцене, играя сначала в сказочных спектаклях. Потом была первая большая роль Любы Шевцовой в «Молодой гвардии»… В общем, в школе я научилась и тан­цам, и музыке, даже костюмы шить научилась.


- Но ведь не всех школьные тропинки приводят к сцене на всю жизнь…

- В ту пору в Лисках театром жил весь город. В Клубе железнодорожников был даже детский сектор, который вела большая энтузиастка Александра Лисовская. Приобщилась к нему и я.
А драмколлективом, созданным ещё в 1916 году, руководила Елизавета Ивановна Афиногенова. Ставили и классику, и пьесы советских авторов. В «Разломе» Лавренёва играли и главный инженер отделения дороги Проскуряков, и юрист отделения, будущий Народный артист СССР Леонид Болдин. «Звездою» сцены долгие годы была Роза Ирхина – секретарь легендарного нашего НОДа А.К.Лысенко. Да и сам Александр Карпович редко пропускал спектакли, мощно поддерживая театр. Сцены поражали массовостью – моряков играл чуть ли не весь коллектив рабочих локомотивного депо! Однажды, возвращаясь с занятий в детском секторе, я прильнула к приоткрытой двери репетиционной комнаты, восхищаясь игрой самодеятельных актёров. Слышу, трогает меня за плечо Елизавета Ивановна: «Нравится, деточка? А хочешь стать у меня суфлёром?». Вот так и протянулась моя дорожка к сцене – через суфлёрскую будку… В спектаклях «Ах, няня, няня», «Сады цветут», «Под дикой яблоней» сыграла первые роли. А в пьесе о пограничниках «У хрустального ключа» играла с незабвенной Галиной Калашниковой.

- Самодеятельные спектакли и подвинули к выбору профессии?
- Сцена – это ведь, как наркотик: попробуешь раз – на всю жизнь в плен возьмёт… А в Лисках в ту пору был настолько мощный пласт театральной культуры, что многих потом привёл к профессиональной театральной сцене: Леонид Болдин, братья Руденко, Инна Мячина…  А я от лискинских пьес пришла на режиссёрское отделение Бобровского культпросветучилища. Студенткою играла в учебных спектаклях, в
народном театре…

- А потом из Боброва – да к медведям в Вятку?
-  В Лисках не оказалось места по профессии. И мы с мужем-юристом 17 лет работали в Кировской области. Я возглавляла народный театр, которому тогда уже было 80 лет. Меня хватало на два коллектива – взрослый и юношеский. Со спектаклями «Гроза», «Не всё коту масленица» объездили все самые отдалённые лесхозы и четыре раза выступали в областном театре. Наш самодеятельный драмколлектив был отмечен премией Министерства культуры. А моё имя занесено в Книгу Почета Кировской области.

- И из снегов кировских лесхозов Вас позвали в Лиски тепловозные гудки?
- Уже имея двоих детей, я закончила режиссёрское отделение Ленинградского института культуры. Было
много планов, но врачи настаивали сменить климат, и мы переехали в Лиски. Здесь я снова вернулась в Клуб железнодорожников уже режиссёром театра. Первым делом собрала старую теат­ральную гвардию, которой суфлировала девчонкой-школьницей: Калашникова, Мариупольский, Грид­нев, ма­шинист Виктор Фёдоров… Стали репетировать «Женитьбу» Гоголя, с которой выступили потом на областной сцене – в Доме актёра. Несмотря на все трудности, это было время лискинского театрального Ренессанса.
 Драматические коллективы были чуть ли не в каждом сельском Доме культуры – в Давыдовке, Троицком, Среднем Икорце, Щучьем, Колыбелке… Жаль, что с развалом Союза развалилась и сельская театральная сцена…
Мы со своим коллективом сыграли почти все чеховские одноактовки, ездили со спектаклями по полевым станам, предприятиям, в деповские коллективы. Дорога выделяла для наших артистов отдельный вагон, и мы с ним доезжали аж до Ртищево… Потом, когда ДК железнодорожников стал от театра отдаляться, мы оказались бездомными. И тут нам здорово помог Валерий Тихонов, возглавлявший тогда отдел пропаганды РК КПСС. В юности он вместе с женою Зи­ной тоже играл в наших спектаклях. Он и разрешил нам, беспризорным, репетировать в одном из кабинетов райкома. А когда в Лисках  открылся городской Дворец культуры, мы ушли под крыло его руководителя – Заслуженного работника культуры Юрия Капустина. У Юры, кроме всех прочих талантов, есть и бесценнейший дар актёра – во всех наших спектаклях играет… Вот, скажите, откуда Мольер, 300 лет назад написавший «Мещанина во дворянстве», мог знать, что в Лисках родится Капустин, которому для главной роли не нужно никакого грима? Эта роль писалась Мольером под Юру…
Народному театру Лиски - 30 лет!
- Маргарита Анатольевна, в декабре Лискинскому народному театру комедии «стукнет» 98 годиков. 44 года коллектив носит высшее звание – народный! 8 раз вы становились лауреатами фестиваля люби­тельских театров области «Театральные встречи в Никольском». И, кажется, нет газет, которые бы с восторгом не писали о вашем комедийном спектакле «День отдыха». На ОРТ показывали отрывки из него.
Наконец, вы удостоились чести выступать в Москве на сцене Оне­гинского зала в доме-музее
К.С.Станиславского. Там таланту лискинских артистов в спектакле по пьесе В. Со­логуба  «Беда от нежного сердца» рукоплескали маститые театралы.  Не пора ли после такого триумфа «оформляться в мастера» - стать профессиональным театром? Борисоглебск и Россошь тут впереди Лисок…
- Возможно, и пора. Но для этого нужна поддержка администрации и незаурядный организатор – энергичный, про­бивной, опытный, молодой. А таланты для профессиональной сцены в Лисках есть: Юрий
Капустин, Ирина Горбатенко, три Светы – Артёмова, Муратова, Суслова, Роман Разумов, Саша Межевикин, Валера Сорокин, супруги Панковы – Павел и Таня и пришедшая в последние годы молодёжь.  Мы ведь единственный в области музыкальный театр: у нас все артисты поющие. На повествовательную ткань спектакля органично ложатся песни и музыка, сочинённые самими ребятами. Вот и получается такой дра­матургический модерн, сделанный из архаики. Не зря, видимо, профессор ВГАИ Алексей Дундуков сказал как-то о наших ребятах, что «лискинские актёры ушиблены театром». У вас, мол, театр актёрских индивидуальностей.
…Каждый спектакль лискинских артистов неизменно заканчивается букетами роз для них и их режиссёра. А сама Маргарита Повышева продолжает руководить театром её судьбы. Собрав огромнейший материал – фотографии, афиши, рецензии, воспоминания – об истории театра за 95 лет, передала его лискинскому писателю Валерию Тихонову, сделавшему добротную книгу о лискинской сцене «В пяти шагах от столетия».